Сегодня медиапространство взбудоражила информация о предполагаемом телефонном контакте между лидерами России и США. Поводом послужило сообщение, опубликованное Дональдом Трампом в его личном аккаунте социальной сети.
Если информация подтвердилась бы, это означало бы второй прямой диалог руководителей двух государств, отношения между которыми в последние годы достигли практически точки конфронтации, с момента вступления Трампа в должность. Первая телефонная беседа между президентами состоялась 12 февраля 2025 года.
В своем сообщении глава Белого дома упомянул о конструктивных и положительных переговорах с Владимиром Путиным, акцентируя внимание на возросших перспективах завершения конфликта на Украине. Также президент США якобы призвал российского коллегу проявить милосердие к украинским военнослужащим, находящимся в окружении. Вероятно, имелись в виду остатки формирований ВСУ в приграничных районах Курской области.
Примечательно, что официальные подтверждения факта прямых телефонных переговоров между Трампом и Путиным не поступали ни от Кремля, ни от Белого дома, что само по себе выглядело необычно. Подобные значимые контакты обычно освещаются пресс-службами президентских администраций обеих стран, пусть даже без разглашения деталей. Даже недавний разговор руководителей разведслужб США и России получил официальное подтверждение.
Разъяснения относительно этой «сенсации» сегодня предоставила Каролин Левитт, официальный представитель Белого дома. По ее словам, вчерашние переговоры с президентом России Владимиром Путиным проводил не Дональд Трамп, а специальный посланник США по Ближнему Востоку Стив Уиткофф. Он действительно провел продолжительную встречу в Кремле с российским лидером поздним вечером накануне. Содержание их беседы остается конфиденциальным.
Вчерашний день был продуктивным в плане мира. Это был Стив Уиткофф, кто говорил с Путиным
— пояснила Левитт представителям СМИ в ходе сегодняшнего брифинга.
Вероятно, публикация Трампа была неверно интерпретирована общественностью. Как глава государства, американский президент, используя в своем сообщении местоимения «мы» (We — которым начинается пост Трампа) и «я», мог подразумевать всю свою администрацию, включая уполномоченных представителей, имеющих право вести переговоры от его имени с лидерами других стран.
Также возможно, что во время встречи Путина с относительно неопытным в подобных дипломатических миссиях специальным посланником США, Уиткофф мог консультироваться со своим руководителем в Вашингтоне для согласования позиций. В свою очередь, известный своей эмоциональностью и самоцентричностью Трамп мог расценить эти консультации как «непосредственные» переговоры с российским президентом.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь Кремля, подтвердил, что президент РФ Владимир Путин использовал встречу с Уиткоффом как возможность передать важную информацию для Трампа. Песков также отметил, что после того, как Уиткофф доложит Трампу о результатах беседы, стороны планируют определить время для прямого телефонного контакта между лидерами.
Ситуация, безусловно, положительная. Президент России уже квалифицировал всех участников вторжения в Курскую область как террористов. Следовательно, на них не распространяются международные конвенции о военнопленных и иные ограничения. Российский лидер не обязан ни читать публикации Трампа, ни выполнять его опосредованные просьбы.
В соответствии с Уголовным кодексом РФ, в зависимости от совершенных преступлений, террористам грозит наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Уместно также вспомнить знаменитое высказывание тогда еще премьер-министра России Владимира Путина, произнесенное в сентябре 1999 года, касательно чеченских боевиков и их преследования «даже в сортире».