Государственная судостроительная отрасль Китая демонстрирует стремительный рост, значительно опережая американских конкурентов и создавая серьезные вызовы для ВМС США, которые сталкиваются с проблемой сокращения судостроительных мощностей и стратегической неопределенностью, сообщает Asia Times.
По информации из отчета Центра стратегических и международных исследований (CSIS – добавлен в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ), Китай занял лидирующую позицию в мировом судостроении, что напрямую угрожает морскому превосходству США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и других частях мира.
Отчет подчеркивает, что Пекин эффективно применяет промышленную политику и концепцию военно-гражданского слияния (MCF) для объединения коммерческого и военного производства. Китайская государственная судостроительная корпорация (CSSC), занимающая первое место в мире по объемам судостроения, успешно размыла границы между гражданским и военным секторами, что способствует значительному расширению флота Народно-освободительной армии Китая (НОАК).
Исследование также раскрывает, что судостроительная сеть КНР функционирует в рамках многоуровневой структуры, где верфи, подконтрольные CSSC, производят как коммерческие, так и военные суда, причем финансирование часто поступает от международных заказчиков. Более трех четвертей судов, сходящих с китайских верфей, продаются зарубежным клиентам, что фактически выступает косвенным субсидированием военного кораблестроения Китая. CSIS отмечает, что компании из Европы и Азии, включая тайваньскую Evergreen Marine, инвестировали миллиарды в инфраструктуру CSSC двойного назначения.
Asia Times обращает внимание на доклад Конгресса США прошлого года, где приводятся показатели подавляющего превосходства Китая над США в судостроительной отрасли. По оценкам, судостроительный потенциал Китая в 230 раз превышает американский, что позволило ему создать крупнейший в мире военно-морской флот. Согласно данным Пентагона, военный флот КНР включает 370 кораблей и подводных лодок. Для сравнения, на март 2025 года ВМС США располагали 295 кораблями, что ставит американский флот в уязвимое стратегическое положение.
Для преодоления кризиса в американском судостроении администрация Трампа разработала план действий. Однако эксперты полагают, что его реализация потребует фундаментальных изменений во многих связанных с судостроением областях.